Символика города
ГЕРБ ГОРОДА ЦХИНВАЛ (ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ)
В основу герба положена цветовая гамма Государственного флага РЮО. В верхней части герба изображены на фоне восходящего солнца три башни. Из лучей солнца сложено название города. Ниже дано изображение одного из современных древнеарийских знаков, олицетворяющих гармонию жизни в виде колеса – символа вечного движения с изображением двенадцатиструнной арфы. Чаша Уацамонга олицетворяет гостеприимство, изобилие, щедрость. Внизу ключ города.
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА ОСЕТИИ
В
Южной Осетии сегодня впервые в истории
отмечают День Государственного флага.
В связи с этим праздников в Республике
прошли уроки по государственной
символике.
Впервые осетинский триколор
в виде национального символа стал
использоваться в 1989 году с подъемом
национально-освободительного движения
в Южной Осетии.В виде нагрудных ленточек
он появился в мае 1989 года, когда в Южной
Осетии грузинские националисты уже
начали проводить широкую агитацию среди
местного грузинского народа, 26 мая 1989
года, когда в ЮОГПИ грузинский факультет
хотел провести торжественное собрание
в честь дня независимости Грузии, имея
в виду 26 мая 1918 года, то осетинская часть
студенчества вышла на улицы и на груди
у них появились эти ленточки. В виде
протеста они организовали шествие к
могиле 13 коммунаров, где возложили
цветы. Тогда впервые и появился этот
триколор в виде нагрудных ленточек.
Потом это оформилось в виде флага тоже.
В качестве государственного символа
РЮО он утвержден Законом о Государственном
флаге РЮО от 13 января 1992 года. Государственный
флаг Южной Осетии состоит из трех цветных
полосок — белой, красной и желтой. Эти
три цвета являются национальными
символами осетинского народа и имеют
очень глубокую историю. Они являются
цветовой символикой трех функций,
которыми занимались древние индоиранские
народы. По представлениям индоиранцев,
к которым относятся и осетины, они
являются потомками солнца и в подарок
от небожителей получили три золотые
вещи, которые стали символами хозяйственной
деятельности, духовной и военной.
Очень
красиво это сохранено в легенде, которую
рассказывает греческий историк Геродот
о происхождении скифов. Что первопредком
скифов был некий Таргитай, рожденный
от верховного бога и дочери реки Борисфен.
У Таргитая было трое сыновей, и при их
жизни на землю упали золотые предметы
— плуг с ярмом, секира и чаша. Вот эти
предметы олицетворяли собой три символа
деятельности древних скифов —
хозяйственной деятельности, военной
деятельности и духовной.
Этим трем
функциям, историки называют это
трехфункциональным делением скифского
общества, и соответствуют три цвета
нашего флага.
Желтый цвет олицетворяет
материальное благосостояние, красный
— цвет силы и власти, и белый — цвет
духовной чистоты. Очень красочно эти
цвета отразились и в традиционной
культуре осетинского народа, в частности,
Нартских сказаниях, которые являются
устной фольклорной историей осетинского
народа. Нарты делятся на три больших
рода — Ахсӕртӕггаттӕ, Алӕгатӕ и Борӕтӕ.
Ахсӕртӕггаттӕ — это сильный род. Из
этого рода были все основные нартовские
герои и предводители. Их цвет красный
— цвет силы и власти.
Алӕгатӕ —
хранители нартовских святынь. В из
ведении находится все святое, что есть
у нартов — волшебная чаша Нартамонгае
или Уацамонга и большой дом Алӕгатӕ где
проходят нартовские пиры и ныхасы.
Одним
из основных нартовских родов является
род Борӕтӕ. Борӕ — буквально «бур», то
есть желтый. Среди нартов Борӕтӕ известны
как обладатели большого количества
скота и земли, то есть богатые люди. И
их цветом является желтый.
Белый цвет
издавна считался цветом духовной
чистоты, цветом божественности. По
традиции осетины всегда в святые места
приходили в светлой одежде, и приношения
приносили в белых полотенцах. У известного
осетинского писателя Сека Гадиева,
упоминается, что священнослужитель —
дзуары лӕг — обычно на голове держал
белую повязку — цикъӕ хаецъил, то есть
ярко белую повязку. То есть эти три цвета
осетинского флага являются цветовой
символикой трех видов деятельности
предков нашего народа.
Эти цвета
встречались очень давно в осетинской
сивмовлике. Об этом есть упоминания
даже в средневековых источниках. Один
из древних авторов, говоря об аланах,
пишет, что аланы наступали и на ветру
развевались флаги из разноцветных
лоскутков. То есть не зная точно, можно
предположить, что это были именно три
цвета — красный, белый и желтый.
В
нынешнем виде осетинский триколор
появился с 1989 года, пока здесь в Южной
Осетии. Потом он был принят в качестве
официального флага в Северной Осетии.
И сейчас этот флаг также является
государственным символом и Республики
Северная Осетия-Алания. То есть это еще
раз подчеркивает, что наш народ единый
народ, имеющий общую культурно-историческую
традицию, один язык и одни верования,
общее историческое прошлое